36.Особенности выполнения инновационных программ в сфере информатизации (характеристика информационной политики в сфере информатизации, принципы формирования проекта и внедрения ИС, управление проектами информатизации).
Понятие инновация интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Определений этого понятия известно достаточно много, но все они сводятся к тому, что инновация представляет собой процесс, главной функцией которого является изменение. В общем виде инновационный процесс применительно к информационным системам и технологиям можно представить в виде последовательности следующих этапов:
ФИ-ПИ-Р-Пр-С-Ос,
где ФИ - фундаментальные исследования;
ПИ - прикладные исследования;
Р - разработка;
Пр - проектирование;
С - создание;
Ос - освоение.
Особенности выполнения инновационных программ в сфере информатизации
Общая характеристика инновационной политики в сфере информатизации
Инновационные мероприятия в сфере информатизации призваны обеспечить своевременное и эффективное внедрение новых и новейших достижений для успешного и эффективного ее развития.
Существует несколько достаточно расплывчатых методик, которые могут выявить инновационную готовность производителей.
Одна из них - ориентация на разработку прототипов. Она возникла на основе изучения методов, используемых компаниями, выпускающими аппаратное и программное обеспечение. Дело в том, что традиционная модель разработки ориентируется на спецификации, т.е. компания анализирует требования к системе, пишет и утверждает спецификацию, а затем постепенно реализует продукт. Эту модель еще называют каскадной или подходом «сверху вниз».
Подход, ориентированный на создание прототипов, намного более адаптивен: разработчик быстро создает прототип и затем совершенствует его. В средах, которые быстро меняются, модель разработки на основе прототипов выглядит более подходящей. Все, кто работает в мире Интернет, отдают предпочтение именно этой модели. К примеру, Microsoft использует прототипный подход к исследованиям и разработке офисных приложений.
Администраторы ИС также должны внимательно изучить стратегию приобретений, принятую их поставщиками. Например, некоторые доминирующие корпорации типа Cisco и Microsoft пришли к выводу, что целесообразнее приобретать идеи для продуктов следующего поколения у начинающих фирм, чем генерировать их самим. Анализируя приобретения компании и судьбу купленных ими технологий, администраторы ИС могут получить представление о способности поставщика воспользоваться новым «имуществом». Покупка, а не создание новой технологии - это законный и даже эффективный подход, хотя, вероятно, он все же свидетельствует о том, что такая компания скорее склонна сразу извлекать из будущего коммерческую пользу, вместо того чтобы это будущее создавать собственными силами. Конечно, подобный подход может оказаться успешным, если компании-покупатели сохранят свой основной персонал и будут финансировать продолжительные разработки.
Принципы формирования проекта и внедрение информационных систем
Принцип 1: организационные структуры и технологические системы должны быть концептуально согласованы друг с другом.
Принцип 2: внедрение ИС на предприятии должно обеспечивать положительную мотивацию и удовлетворенность работников от работы с использованием предлагаемых проектом системы средств информатизации.
Принцип 3: сами пользователи должны активно участвовать в создании, развитии и совершенствовании систем ОИ.
Принцип 4: участие производственных подразделений в разработке и развитии ИС предполагает соразмерные организацию и менеджмент проектных работ, а также соответствующие методы структурирования и поддержки коммуникаций между этими подразделениями и специалистами по ОИ.
Управление проектами информатизации
Инновационные программы формируются в виде отдельных инновационных проектов, осуществление которых является частью инновационного менеджмента. Каждый отдельный проект должен быть построен так, чтобы при его вьшолнении достигалась поставленная цель в течение установленного времени и при использовании ограниченных ресурсов. Проект - некое начинание, предполагающее необходимость выполнения нового комплекса работ и имеющее следующие особенности:
- ограничение во времени;
- уникальную организационную структуру;
- определенную цель;
- отличие от обычного для данного предприятия производственного процесса.
Проектный менеджмент - совокупность средств и функций планирования, осуществления и контроля за осуществлением работ, составляющих существо проекта.
Руководитель проекта - лицо, реализующее непосредственное управление работами над проектом. Оно координирует и контролирует работу сотрудников, участвующих в работе над проектом в той или иной форме.
Проектная бригада - группа лиц, которым поручено осуществление проекта. Численность бригады и распределение задач в ее составе определяются объемом проекта и формами проектного менеджмента.
При этом цель исследовательского проекта должна быть настолько новой, чтобы для ее достижения было оправдано:
· создание специальной рабочей проектной группы или образование творческого коллектива;
· осуществление ориентированного управления (менеджмента), обеспечивающего выполнение проекта с учетом требований к качеству продукта, издержкам, срокам.